© m-a-s-o website Все права защищены.
  Добавь в избранное   Главная страница   Гостевая книга   Написать письмо
Распространение в мире вампиров.

A
  • Австралия
  • Англия
  • Армения
  • Африка

  • Б
  • Бирма
  • Болгария

  • В
  • Вавилон и Ассирия
  • Венгрия

  • Г
  • Германия
  • Греция

  • И
  • Индия
  • Ирландия
  • Испания
  • Италия

  • K
  • Китай

  • М
  • Малайзия

  • П
  • Польша
  • Прибалтика

  • Р
  • Россия
  • Румыния

  • С
  • Скандинавия
  • Славяне

  • Т
  • Таиланд
  • Тибет

  • Ф
  • Филиппины
  • Франция

  • Ч
  • Чехословакия

  • Я
  • Ява
  • Япония



  • Вернуться к основному оглавлению.






    ВЕНГРИЯ И ВАМПИРЫ.

    Венгрия страна, которая дала миру Бела Лугоши, - занимает особое место в истории вампиров. Знаменитый летописец вампирической истории Монтегю Саммерс писал о Венгрии. «Венгрия, и это не будет несправедливым, разделяет с Грецией и Словакией репутацию особенного региона в мире, который крайне инфицирован Вампиром. Здесь его рассматривают в самом отвратительном и наихудшем виде», «Дракула» Брэма Стокера начинается с того, что Джонатан Харкер едет через Венгрию Харкер увидел Будапешт, и этим ознаменовался ею переход с цивилизованного Запада и въезд на Восток. Он проследовал через Венгрию в северо-восточную Трансильванию - часть Венгрии, где господствовали шекелисы, венгерская народность, известная своим воинским искусством. (Дракула был обозначен как шекелис.) И Стокеру, и Саммерсу, и тем, кто изучал этот вопрос еще до Дома Августина Кальме. Венгерские историки доказывали, что отождествление Венгрии и вампиров было серьезной ошибкой западных ученых, невежественных в венгерской истории Чтобы составить собственное мнение необходимо ретроспективно взглянуть на венгерскую историю.

    История современной Венгрии начинается в конце IX века, когда народ мадьяр захватил область Карпат. Они двинулись в этот регион с земель, прилежащих к рекам Волга и Кама. Говорили они на фино-угорском языке (не на славянском). В завоевании этой земли им помогали христианские союзники, а в течение Х века началась христианизация мадьяр. В 1000 году нашей эры папа Сильвестр короновал Иштвана — первого венгерского короля. Позже, в этом же веке, когда христианство раскололось на римско-католическую и православную ветви, венгры примкнули к римской церкви.

    Потомки Иштвана постепенно продвигались в Трансильванию, но смогли присоединить эту территорию к Венгрии лишь к концу XIII века. Венгерские правители установили систему, при которой только венгры могли управлять землями. Мадьярскому племени шекелисов в обмен на службу в качестве пограничного буфера между Венгрией и потенциальными врагами с востока, была отдана горная страна на северо-востоке. Румынское население Трансильвании находилось в самом низу социальной лестницы. Привилегированным слоем общества были приглашенные в города южной Трансильвании немцы. В награду за содействие в построении экономики, немцам был дарован ряд особых привилегий К XIV веку многие румыны оставили Трансильванию и отправились в Валахию на юг Карпат, где было создано ядро современного государства Румынии.

    После смерти последнего из потомков Иштвана страной управляли иностранные короли, приглашенные знатью. Пик процветания нации пришелся на конец XV века, когда правил Матиуш Корвинус (1458 - 1490), румын по происхождению и современник валахского князя Влада-Протыкателя. Свою летнюю резиденцию он построил в Вышеграде - одном из наиболее роскошных центров Восточной Европы. Венгерская независимость практически закончилась в битве при Мохаксе (1526 год). Началось турецкое завоевание страны. Во времена турецкого завоевания был насажден ислам и запрещена римско-католическая служба. Реформистская церковь не подверглась запрету и по сей день остается относительно сильным органом. В Трансильвании сушествовала относительная религиозная свобода, и потому здесь значительно продвинулись как кальвинистский протестантизм, так и унитаризм. Унигаризм добился значительных успехов в конце XVI века, после смерти римско-католического кардинала Батори в битве при Селимбарс (1599). Шекелисы были отлучены от церкви как народ, обернувшийся к унитаризму.

    Турки господствовали в этой области до 1686 года. В том же году их постиг разгром в битве при Буде. Венгрия была поглощена империей Габсбургов, и римский католицизм был возрожден. Вскоре австрийские армии продвинулись дальше на юг, в Сербию, часть которой была венгерской провинцией. XVIII век характеризовался длительным правлением Кароли III (1711-1740) и Марии-Терезии (1740 1780). Венгерские попытки добиться независимости проявились в краткой революции 1848 года, приведшей к созданию Австро-Венгрии. Австро-Венгрия просуществовала полвека, но затем Германия развязала Первую мировую войну. В 1919 году Австро-Венгрия распалась на два государства, а крупная часть Венгрии, населенная невенгерским этническим меньшинством, была отдана Румынии, Сербии и Чехословакии. Очень важно, что Трансильвания была передана Румынии и стала предметом затяжной конфронтации между двумя странами. Венгрии досталась меньшая, но этнически однородная страна, почти что сплошь заселенная этническими венграми и небольшим количеством цыган.

    После войн Венгрией правил Миклош Хорти — диктатор, приведший Венгрию под знамена Гитлера во Второй мировой войне. После воины, в 1948 году, в стране установилось коммунистическое правление, продолжавшееся до перемен 90-х годов — тогда Венгрия стала демократическим государством.

    После австрийского завоевания Венгрии в Западную Европу стали просачиваться первые сообщения о вампирах. Наиболее значительные события относились к периоду с 1725 по 1732 годы. Своей значимостью они в большой степени обязаны усиленным расследованиям, предпринятым австрийскими официальными лицами. Дела Петера Плогойовитца и Арнольда Пауля стали предметом продолжительных дебатов в немецких университетах. В большинстве из различных версий происшедшего все склонялись к тому, что вампирические эпидемии имели место в Венгрии, а не в сербской провинции. Суть этих дебатов отразилась в двух трактатах, авторы которых продемонстрировали концепции двух противоположных лагерей. Первый из них — «Размышления о вампирах» архиепископа Джузеппе Даванцати —отстаивал скептическую точку зрения, а второй — «Размышления о появлениях ангелов, демонов, духов, вновь вернувшихся и вампиров в Венгрии, Богемии, Моравии и Силезии» Дона Августина Кальме — призывал рассматривать эту проблему, допуская реальность сверхъестественных сущностей.

    Вскоре работа Кальме была переведена и опубликована в Германии (1752), а позже в Англии (1759). Она способствовала закреплению мнения о Восточной Европе как о доме вампира. Среди прочих, Кальме описывал случаи вампиризма в Силезии (Польша), Богемии и Моравии (Чехословакия), однако, именно «венгерские» случаи Пауля и Плогойовитца оказались самыми наглядными и были наилучшим образом задокументированы. Утверждению образа Венгрии как страны вампира немало способствовали Стокер и Саммерс, а позже Раймонд Т. Макнелли и Леонард Вольф. Последний предположил, что понятие «вампир» в английский язык пришло из венгерского. Эту теорию недавно оспорила Катерина Вильсон, доказавшая, что впервые слово «вампир» употреблено в венгерской печати практически на 50 лет позднее, чем в публицистике большинства западных государств. Однако вопрос остается открытым, поскольку вполне допустимо, что изначально это слово было подхвачено из венгерского разговорного языка (где-то в начале XVIII века) и занесено на Запад, где быстро нашло свое место в публицистике.

    Венгерские ученые с этим не соглашаются. Еще в 1854 году римскокатолический епископ и ученый Арнольд Иполий собрал первое обширное описание верований, существовавших в дохристианской Венгрии. По ходу своего трактата он подчеркивал, что среди венгров не было веры в вампиров. Такое же наблюдение было сделано и другими учеными, что отразилось в их диссертациях, которым никогда не суждено было быть переведенными на западные языки. В настоящее время эту проблему снова поднял Текла Деметер, чья книга «Венгерские народные верования» была переведена на английский и опубликована в 1982 году. Он утверждал: «В венгерских народных верованиях нет места вампиру, который поднимается в виде мертвого тела и сосет кровь живущих». Западные исследователи все же допускают, что несколько сообщений о вампирах пришли из Венгрии. Однако большинство утверждает, что во взаимодействии ветров с цыганами и славянскими соседями такие верования, вероятно, перекочевали и в сельские районы.

    Отвергнув существование вампира в венгерской народной культуре, венгерские ученые oт Иполия до Деметсра, однако, обнаружили мифологическое вампироподобное существо - лидерка. Лидерк был фигурой типа инкьюбаса/саккьюбаса и принимал ряд форм. Он мог появиться как женщина, как мужчина, как животное или как сияющий свет. Интересно, что народ не наделил лидерка способностью к превращению. Скорее, предполагалось, что он существует во всех этих формах одновременно. Благодаря своим магическим способностям он заставлял человека видеть то одну, то другую из своих форм. Как инкьюбас/саккьюбас он нападал на жертв и умертвлял их полным истощением. Он любил, их до смерти. Оборонительные меры против лидерка включали размещение подвязок на дверной ручке спальни и использование вездесущего чеснока.

    Кроме того, у венгров существовал некто нора - существо, которое «очевидцы» описывали как маленького, лысого, бегающего на четвереньках гуманоида. Говорили, что он прыгает на жертв и сосет кровь из груди. Круг жертв был практически тот же, что и стандартный круг потенциальных вампиров в славянских мифах - аморальные и непочтительные люди. В результате нападения поры область груди опухала. Противоядием являлся чеснок, которым намазывали грудь.

    Hosted by uCoz