m-a-s-o website Все права защищены.
  Добавь в избранное   Главная страница   Гостевая книга   Написать письмо
Оружие
«О Мастер древних военных игр, чей Пламенный замысел, посылает нам еще одно Солнце, Свет которою проникает через границу смерти: Даруй нам порядок, послав тяжелое испытание, И испытание через победу!» (425 г. до н. э., «Гаэльская Аксиома»)

Оглавление
Друиды
  • Друиды
  • Учение и истоки
    друидизма
  • Стоунхендж
  • Первая Книга Друидов
  • Законы магии
  • Крещение, запреты,
    предзнаменование
    и пророчество друидов
  • Магия растений И
    магическое целительство
  • Власть друидов над
    стихиями
  • Колдовские заклинания
  • Предсказание и сатира
  • Великий маг Мерлин
  • Гороскоп друидов
  • Кельты
  • Кельты
  • Духовный мир
    древних кельтов
  • Кельтская мифология
  • Кельтские герои и боги
  • Значение числа 3
  • Боевые традиции кельтов
  • Кельтское боевое
    искусство
  • Кельты в битвах
  • Оружие
  • Оружие и доспехи кельтов
  • Экскалибур
  • История меча
  • Типы мечей


  • Ссылки
    ОРУЖИЕ И ДОСПЕХИ КЕЛЬТОВ
    (материалы из книги Питер Коннолли "Греция и Рим")
    МЕЧИ

    Дионисий описывает, как кельты поднимали мечи над головой, вращали ими в воздухе, а затем обрушивали на врага так, будто рубили дрова. Именно это обращение с мечом приводило в такой ужас их противников. Однако римляне вскоре научились справляться и с этим; Полибий сообщает, что они стали принимать первый удар на верхнюю кромку щита, усиленную железной накладкой. От удара по железной кромке меч сгибался, и кельтский воин был вынужден выпрямлять его ногой, что открывало легионеру возможность атаковать временно безоружного противника. Кроме того, легионеры выяснили, что, покуда кельт наносит своим мечом рубящий удар, они могут отразить его щитом и ударить из-под щита в живот. Слова Полибия о том, что меч сгибался чуть ли не пополам - скорее всего преувеличение. Возможно, что такое иногда и случалось, но кельтские мечи в целом были лучшего качества. Двухтысячелетний меч, извлеченный из озера Невшатель и принадлежавший как раз тому времени, о котором пишет Полибий, можно было согнуть почти что вдвое, после чего он принимал прежнюю форму.

    Во времена кельтского господства, т.е. примерно в 450-250 гг. до н.э., кельские клинки были достаточно короткими, достигая примерно 60 см - не длиннее тех, какими пользовались в то время этруски и римляне. Более длинные мечи вошли в употребление лишь с конца III в. до н.э., а пользоваться ими продолжали примерно до I в. до н.э.

    Мечи фазы латен I (450-250 гг. до н.э.)

    Мечи имеют длину клинка от 55 до 65 см. Исключение представляет собой нижний меч на рисунке, у которого длина достигает 80 см. Все эти мечи обоюдоострые, с заостренным кончиком и принадлежат к колюще-рубящему типу. Самой характерной чертой этого раннего оружия является особая форма наконечника ножен.

    В это время были широко распространены кинжалы, форма лезвия которых варьировалась от широкой, близкой к треугольной, до практически стилетной; длина лезвия составляла около 25-30 см.

    Мечи фазы латен II (ок. 250-120 гг. до н.э.)

    В течение фазы латен II (ок. 250-120 гг. до н.э.) мечи превратились в оружие, которым пользовались для нанесения рубящих ударов. Кончик меча стал закругленным, а длина лезвия постепенно увеличивалась, покуда клинки не достигли 75-80 см. Вес такого меча вместе с рукоятью достигал примерно 1 кг. Хотя на Балканах продолжали пользоваться старой формой наконечника ножен, в Западной Европе она стала больше следовать контуру самого меча. Из озера у деревни Ла-Тен в Швейцарии их извлекали буквально сотнями, и хотя можно выявить местные различия, которые сказывались главным образом на форме ножен, латенский тип вполне отражает характерные черты мечей того периода. Ножны (обычно железные) делались из двух пластин. Передняя, которая была чуть шире задней, загибалась вокруг нее по краям. Ножны усиливались декоративной накладкой наверху и наконечником, который укреплял всю конструкцию снизу.

    Мечи фазы латен III (120-50 гг. до н.э)

    Во время фазы латен III (120-50 гг. до н.э) длина клинка продолжала увеличиваться. У некоторых из найденных образцов она достигает 90 см. Хотя еще продолжали существовать мечи с заостренным кончиком, преобладать стал скругленный на конце тип. Длинные ножны, которые показаны в этой группе, найдены в Британии. Форма ножен явно восходит к латенской культуре, однако их значительная длина - около 84 см - предполагает, что относить их следует к более позднему периоду.


    Мечи фазы латен IV

    Завоевание Галлии Цезарем в 55 г. до н.э. положило конец победному шествию кельтских воинов по Европе. В Британии кельтская субкультура продержалась еще 150 лет. Клинки мечей этого периода (фазы латен IV) обычно короче, чем были раньше, в пределах 55-75 см. Типичны характерные раздвоенные окончания ножен.

    Рукояти мечей

    Рукояти мечей, которые делались из дерева, кожи или других нестойких материалов, до наших дней практически никогда не сохраняются. Традиционная рукоять была Х-образной формы, своего рода отголосок ранних "антенных" типов гальштаттского периода. Такая рукоять изображена на победном фризе в Пергаме среди других трофеев, взятых у галатов.

    Рукояти мечей, которые делались из дерева, кожи или других нестойких материалов, до наших дней практически никогда не сохраняются. Традиционная рукоять была Х-образной формы, своего рода отголосок ранних "антенных" типов гальштаттского периода. Такая рукоять изображена на победном фризе в Пергаме среди других трофеев, взятых у галатов.(слева)

    Рукоять меча из Торп-Брайдлингтона в Йоркшире относится к более позднему времени, но все еще несет в себе отголоски традиционной формы. Иногда такие рукояти делались в форме человеческой фигурки с поднятыми вверх руками.(справа)

    На более поздних рукоятях латен IV часто сказывалось сильное римское влияние, как на экземпляре справа, из Ход-Хилла в Дорсете:

    Крепления мечей и пояса


    Диодор сообщает, что кельты носили мечи на правом боку, на железной или бронзовой цепочке. Много обрывков таких цепочек действительно находят вместе с ножнами. Длина этой цепи была обычно 50-60 см, на одном ее конце имелось кольцо, а на другом - крючок. Обычно к ней прилагался еще кусок цепочки, чем-то напоминающий конские удила.

    Описание Диодора в этом месте несколько неверно, поскольку это были не части цепи-перевязи, а части пояса, на котором, собственно, и висел меч. Более длинный кусок цепи образовывал заднюю и левую части пояса; к кольцу прикреплялся ремешок, который проходил через петлю на задней стороне ножен и затем привязывался к одному из двух колец на коротком куске цепочки. Получившийся пояс застегивался затем на оставшееся кольцо при помощи крючка.

    Пояса обычно изготовляли из кожи; в этом случае к ножнам точно так же прикреплялись два кольца, а на смену длинной цепи приходил кожаный ремень с застежкой. Несколько образцов таких застежек вместе с кусками кожаных поясов, к которым они крепились, было извлечено из озера у Ла-Тен. Обычно они делались в виде крючка, который пристегивался к кольцу на другом конце пояса. Более ранние застежки представляли собой треугольные пластинки, зачастую богато украшенные, с язычком на одном конце, который крепился к кожаному поясу; на другом конце пояса был крючок. Относящиеся к латен II образцы из Ла-Тен значительно проще - кольцо и крючок. Позднее крючок с кольцом развились в более распространенный крючок с пластиной. На третьей фазе латенского периода крючок зачастую бывал очень длинным, иногда даже из нескольких частей с соединявшими их петлями. Однако его оформление четко свидетельствует, что произошел он от застежек предшествующего периода.

    КОПЬЯ

    Кельты славились прежде всего как мечники, однако у Диодора присутствует описание их копий. Наконечники копий и дротиков постоянно встречаются и в воинских захоронениях. Это создает некоторую проблему, поскольку наличие копья должно свидетельствовать о том, что меч не был главным оружием кельтов. Однако это противоречит всем античным источникам. Некоторые полагают, что наконечники копий, найденные в погребениях, на самом деле принадлежали дротикам. Но, не говоря уже о том, что некоторые из этих наконечников слишком велики для дротиков, в Ла-Тен было обнаружено три полных копья - и наконечники, и подтоки. Их длина составляет 2,5 м, что никак не соответствует дротику.

    Еще больше запутывает дело тот факт, что наконечники у всех этих копий сравнительно маленькие - значит, из всего числа найденных наконечников копьям может принадлежать значительно больше, чем считалось до этого. Проблема кажется неразрешимой, поскольку для человека с копьем, которое нельзя метнуть, меч может являться только вторичным оружием. Единственное заключение, к которому можно прийти в данном вопросе, состоит в том, что, хотя кельтский воин и был в первую очередь мечником, он мог сражаться и копьем.

    Диодор упоминает о наконечниках в локоть длиной (около 45 см) и даже больше. Это не преувеличение: во всех трех периодах встречаются наконечники такого размера. Один гигантский экземпляр из Ла-Тен достигает 65 см.

    Формы наконечников бывают самые разнообразные. Наиболее типичные для кельтов были широкими у древка, а затем, плавно изгибаясь, сужались к острию. Диодор упоминает наконечники дротиков с волнистым острием, которые не только впивались в плоть, но и разрывали ее. Такие наконечники находят как в фазах латен II, так и латен III.

    450-250 гг.
    до н.э.
    250-120 гг.
    до н.э.
    120-50 гг.
    до н.э.
    50 г. до н.э.
    - 100 г. н.э.
    Кельтские наконечники копий из бассейна Марны во Франции. Хранятся в музее Сен-Жермен. Наконечники копий из Ла-Тен и бассейна Марны во Франции. Находятся в музеях Сен-Жермен и Невшательском. Наконечники копий, обнаруженные в процессе раскопок на месте Алезии, где Цезарь осаждал Верцингеторига. Центральная Франция. Музей Сен-Жермен. Первый - наконечник дротика из южной Британии. Второй и третий - наконечники копий из Камелона, Шотландия.

    Везде, где кельты сталкивались с римлянами, они заимствовали у последних пилум с трубкой, насаживавшейся на древко. Их находят на месте многих кельтских поселений в южной Европе. Возможно, именно этим объясняется замечание Диодора о том, что их наконечники дротиков длиннее, чем мечи других народов. Так что, может быть, наконечник копья из Ла-Тен, о котором говорилось выше, на самом деле принадлежал дротику.

    ЩИТЫ

    Диодор сильно преувеличивает, когда говорит, что кельтский щит был высотой с человека. В Ла-Тен нашли остатки трех щитов примерно в 1,1 м высотой. Это довольно показательно, потому что щиты на известных скульптурных изображениях кельтов достают чуть выше пояса, если стоят на земле.

    Три латенских экземпляра, которые, к сожалению, сейчас распались на кусочки, были изготовлены из дуба. Их толщина в центре составляла примерно 1,2 см и слегка утончалась к краям. На двух из них есть вертикальное ребро италийского типа. На третьем оно не сохранилось. Умбон выпуклый - для того, чтобы рука могла свободно держать рукоять. Последняя делалась из отдельного куска дерева, обычно укрепленного железной полоской, и прибивалась к щиту с внутренней стороны. Поперек выпуклости прибивалась прямоугольная железная пластина, которая должна была обеспечивать дополнительную защиту руки.

    Щиты этого типа находили также в Дании и Ирландии. Они были покрыты шкурой, и у нас нет оснований сомневаться, что латенские щиты также обтягивались шкурой, а может быть, войлоком - голое дерево трескалось бы от рубящих ударов. Похожие, ничем не обтянутые деревянные щиты находят в корабельных погребениях в Норвегии. Это заставляет задуматься: не делали ли их специально для похорон и других церемоний, как поступали в архаической Греции и Италии?

    В любом случае, очевидно, необтянутый деревянный щит был бы бесполезен в битве. На тех кельтских щитах, что изображены на победном фризе из Нергама, присутствует, похоже, обтяжка из кожи. Она могла быть на обеих сторонах и удваивалась на кромке для того, чтобы укрепить ее. На экземпляре из Клонура Таунленд, Типперери, Ирландия, есть кромка щита, целиком изготовленная из кожи и прошитая через щит. Находили и металлическую кромку. Щит латенского типа с покрытием из шкуры мог весить примерно 6-7 кг (дерево около 4 кг, шкура - около 2 кг, а металлический умбон - около 250 г.). Древние кельты, несомненно, знали, что дуб можно укрепить обжиганием, и, конечно, подвергали щиты термической обработке.

    Единственное возможное в таком случае заключение состоит в том, что кельты переняли италийскую форму щита, когда вторглись в Италию в V в. до н.э.

    Затем они стали пользоваться им и по другую сторону Альп. Кроме того, гальштаттские ножны могли быть вывезены от кельтов северной Италии. Невозможно согласиться с утверждением, что кельты вообще не были знакомы со щитом до прихода в Италию, поскольку кельтская тактика требует его наличия.

    Большая часть кельтских щитов имела овальную форму, хотя на изображениях и среди археологических находок попадаются прямоугольные, шестиугольные или круглые экземпляры. Те же изображения говорят о том, что щиты украшали различными символами, рисунками животных или геометрическим орнаментом.

    Диодор утверждает, что украшения эти были бронзовыми, но скорее всего их просто рисовали краской. Возможно, что историк имел в виду изысканные бронзовые щиты того типа, что был обнаружен в Британии, однако их явно использовали только для церемоний, а не для битвы.

    ШЛЕМЫ

    400 г. до н.э.
    Описание кельтского шлема, данное Диодором, не слишком соответствует тем данным, что предоставляет нам археология. Все описанные им шлемы сделаны из бронзы, с крупной фигуркой на верхушке, благодаря чему их владельцы казались значительно выше своего роста. Далее он рассказывает, что иногда эти фигурки имели форму рогов, которые прикреплялись к шлему так, что казались одним целым с ним, а иногда им придавали вид передней части птичьего или звериного туловища. Шлемы, которые могут приблизительно соответствовать этому описанию, действительно были обнаружены, однако они не являются наиболее типичными представителями своей группы. Давайте сначала рассмотрим самые характерные из них.
    Множество шлемов найдено в той области Италии, которая была населена сенонамн (часть Атлантического побережья между Анконой и Римини). У всех них есть козырек в тыльной части, который предназначался для защиты шеи. Шлемы такого типа обычно называют монтефортинскими - по тому погребению, где их впервые обнаружили. Можно легко проследить связь этого типа шлема с теми, которыми пользововались во Франции и Австрии в V в. до н.э. Изготовлялись они из бронзы и были вытянуты вверх. Вероятно, в Италии этот тип шлема появился вместе с сенонами.

    Там он превратился в шлем монтефортинского типа, сохранив назатыльник и довольно длинную верхушку, хотя сам шлем приобрел значительно более округлую форму.

    Шлемы, извлеченные из сенонских погребений, обычно изготовлены целиком из железа или из железа и бронзы и лишь изредка - полностью бронзовые. У некоторых из них есть сложное составное крепление для гребня, которое сделано из железного держателя, зафиксированного на макушке шлема.

    Вероятно, по обеим сторонам у такого шлема были украшения из перьев, а на макушке - гребень из конского волоса. Нащечники у этого типа практически всегда "трехдисковой" формы и, возможно, были переняты у италийцев. В III в. до н.э. форма этих нащечников упростилась, они стали треугольными, с тремя "шишечками".

    Италийцы быстро переняли шлем монтефортинского типа. На экземпляре, обнаруженном в Болонье, есть этрусская надпись, что позволяет датировать его временем до ухода этрусков из долины По в середине IV в. до н.э. Встречаются такие шлемы и на рельефах из могилы IV в. в Черветери. Нащечники на обоих шлемах имеют ярко выраженный зубец. В Этрурии находили и "трехдисковый" тип, однако он, кажется, существовал не дольше IV в. до н.э. Один экземпляр шлема с "зубчатыми" нащечниками нашли в Монтефортинском некрополе, но он скорее всего привозной.

    300 г. до н.э.

      

    Монтефортинский тип шлема получил широкое распространение по всему кельтскому миру. Хотя кельты были практически полностью вытеснены из Италии к первой четверти II в. до н.э., монтефортинский тип все еще продолжал существовать в долинах Альп. Найденные там образцы изготовлены исключительно из железа и имеют отдельно сделанный назатыльник, который приклепывался затем к шлему. Нащечники окончательно отошли от изначального варианта, но все еще остаются основной характерной чертой этого типа.

    200 г. до н.э.

      

    Существовал второй тип шлема, очень близкий к монтефортинскому, но без "шишечки" на макушке. Его обычно именуют тип "кулус", по первому найденному во Франции экземпляру I в. Хотя он не пользовался таким же успехом, как монтефортинский, но в I в. до н.э. получил довольно широкое распространение и, возможно, стал предшественником шлема римских легионеров I в. н.э. Происхождение типа кулус может быть столь же древним, как и у монтефортинского - один из таких шлемов нашли в сенонском захоронении, а гальштаттский экземпляр можно датировать 400 г. до н.э.

    На некоторых шлемах имеется нечто вроде крыловидных украшений по бокам. Похоже, что появился этот тип в Италии, вероятнее всего, под влиянием крылышек с самнитских шлемов. Такие шлемы были популярны на Балканах в III-II вв. до н.э.; есть их изображения и на победном фризе из Пергама, в Малой Азии. Один экземпляр был найден в Амфревилле, северная Франция, однако он мог быть привезен откуда-либо.

    100 г. до н.э.

    На арке из Оранжа изображены рогатые шлемы, которые заставляют вспомнить рассказ Диодора. Можно сделать предположение, что это могли быть шлемы знаменосцев.

    В Италии обнаружили несколько экземпляров с вырезанными из тонкой листовой бронзы частями, напоминающими рог.

    Совершенно изумительный образец рогатого церемониального шлема нашли в Темзе неподалеку от моста Ватерлоо.

    Очень редки шлемы, украшенные фигурками животных, - такие, как описанные Диодором. В сущности, нам известен только один экземпляр. Его обнаружили в Киумешти, в Румынии. Это шлем батинского типа, с изображением птицы на верхушке. Распростертые крылья птицы были сделаны на петлях, так что они, должно быть, хлопали на скаку, когда хозяин шлема несся в битву.

    В нескольких кельтских погребениях в северной Италии были обнаружены этрусские шлемы типа негау.

    То, что кельты переняли этот тип, подтверждают находки нескольких экземпляров шлемов негау кельтской формы на территории Центральных Альп.

    Два новых типа шлема появились в I в. до н.э. Они родственны друг другу и обычно объединяются в аген-портский тип. Агенский тип напоминает шляпу-котелок с полями, а у портского типа при таком же "котелке" присутствует довольно большой назатыльник, который приклепывался к шлему.

    На обоих шлемах нащечники были нового типа - того, что был позднее заимствован римлянами. Портский тип стал прямым прототипом имперского галльского шлема I в. н.э. Образцы таких шлемов, целиком железных, находили в северной Югославии, в Центральных Альпах, в Швейцарии, в центральной и юго-западной Франции. Места, где их обнаруживали, отличаются одной особенностью - они расположены вдоль границ римских владений начала I в. до н.э.

    Нащечники кельтского типа из Алезии в центральной Франции, датированные I в. до н.э., являют собой странную смесь классического италийского типа с украшениями в виде "шишечек" и старого "трехдискового" типа. Подобными же характеристиками обладают нащечники более раннего времени, из северной Югославии.

    Известны находки и конических шлемов греко-италийского типа с кельтскими украшениями. Все они, похоже, происходят из Апулии - области в южной Италии.

    Декоративные элементы в виде колес, размещенные на верхушке шлема, практически идентичны тем, что изображены на арке в Оранже.

    Диодор сообщает нам, что кельтские воины мазали голову известкой, а затем зачесывали волосы к затылку так, чтобы они стали похожи на гриву лошади. Этот тип прически изображен на нескольких монетах. Попытка заставить волосы встать, подобно шерсти разъяренного зверя, восходит к очень древним временам. Быть может, именно так возник гребень из конского волоса на шлемах.

    На некоторых статуях, обнаруженных к западу от Роны, можно разглядеть необычный головной убор, похожий на колпак с гребнем. Быть может, это докельтский тип; кроме того, он обнаруживает большое сходство с колпаком с Осунского рельефа в Испании. Шлем-колпак, похожий на те, что нашли в Сент-Анастази, в этом же регионе, вполне мог возникнуть и у иберов, так что параллели в этом случае следует искать не во Франции, а в Испании.


    ДОСПЕХИ И КОЛЬЧУГИ

    Здесь необходимо сделать несколько комментариев к замечанию Диодора о том, что некоторые галлы шли в битву обнаженными. В раннюю эпоху, несомненно, так и было, но большая часть описания Диодора относится ко временам более поздним. В битве при Теламоне в 225 г. до н.э. гезаты, которые перешли через Альпы с территории Швейцарии для того, чтобы сразиться на стороне кельтов, были примечательны для Полибия потому, что все еще придерживались этого обычая в отличие от остальных галлов. Последние были в штанах и легких плащах. Во времена Цезаря кельты сражались полностью одетыми.

    Даже в северной Италии, где находят значительное количество шлемов, большая часть кельтов доспехов, должно быть, не имела. Вероятно, защитным доспехом кельты пользовались мало. От раннего периода (420-250 гг. до н.э.) до нас дошло лишь несколько бронзовых дисков, которые могли быть нагрудными пластинами, но являлись скорее всего декоративными украшениями конской сбруи.

    Статуя из Грезана на юге Франции, которую датируют IV-III вв. до н.э., изображает воина в чем-то, что может быть квадратными нагрудной и наспинной пластинами, закрепленными ремешками. Возможно также, что это полный панцирь с декоративными элементами в виде этих пластин. Статую нельзя назвать типично кельтской; вполне вероятно, что она вообще не имеет к ним отношения. Застежка пояса статуи - общего для южной Франции и Корсики докельтского типа.

    Примерно около 300 г. до н.э. была изобретена кольчуга. Несмотря на то что у кельтов не было пристрастия к доспеху, все говорит о том, что именно они изобрели его самую удачную форму. Называет кольчуги кельтскими и Страбон.

    Самые ранние экземпляры кольчуг найдены в кельтских захоронениях, и именно кельты были лучшими кузнецами в античном мире. Доспех, изображенный на нескольких статуях воинов из южной Франции, считали ранее кожаным, однако скорее всего это кольчуга.

    Поскольку кольчуга была чрезвычайно дорогой вещью, пользовались ею практически исключительно представители аристократии.

    На различных статуях облаченных в кольчуги воинов, которые находят в южной Франции и северной Италии, изображены два типа этого доспеха: у одного из них имеются широкие наплечники в виде накидки:

    Второй тип выполнен по форме греческого льняного панциря без такой "пелерины":

      

    Вероятно, исконно кельтским был все же первый тип.

    В захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, вместе с "птичьим" шлемом были обнаружены и фрагменты кольчуги.

    Часть кельтской кольчуги с застежкой, удерживавшей накидку из Киумешти в Румынии. А, В, С - три типа колечек, использовавшихся в киумештской кольчуге. D - поперечный разрез застежки.

    Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных (А) и соединенных встык (В) колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - заклепанные. Такое плетение значительно более надежное. Диаметр колец составляет примерно 8 мм. Возможно, кольчуга с соединенными встык кольцами предназначалась исключительно для церемониальных случаев, что хорошо увязывается с присутствием необычного шлема. К первой кольчуге присоединялась бронзовая пряжка для наплечной части, украшенная розетками. На части D рисунка показано, что один конец пряжки прикреплен к одной половине накидки заклепкой, центральная розетка - чисто декоративная, а противоположенный конец, должно быть, крепился крючком к другой части позади такой же розетки.

    Такая застежка могла быть у кольчуги с накидкой. Наплечники кольчуги в форме греческого льняного панциря пристегивались к груди; при длинных наплечниках такая застежка стесняла бы движения рук. Поэтому для того, чтобы обеспечить свободу движения рук, важно было не пристегивать пряжку к вороту кольчуги. Пряжки, изображенные на скульптурах с юга Франции, такую возможность дают.

    Hosted by uCoz