m-a-s-o website Все права защищены.
  Добавь в избранное   Главная страница   Гостевая книга   Написать письмо
Друиды и древние кельты
"Двум вещам кельты придают особую цену - умению сражаться и умению красно говорить".
Катон Старший

Оглавление
Друиды
  • Друиды
  • Учение и истоки
    друидизма
  • Стоунхендж
  • Первая Книга Друидов
  • Законы магии
  • Крещение, запреты,
    предзнаменование
    и пророчество друидов
  • Магия растений И
    магическое целительство
  • Власть друидов над
    стихиями
  • Колдовские заклинания
  • Предсказание и сатира
  • Великий маг Мерлин
  • Гороскоп друидов
  • Кельты
  • Кельты
  • Духовный мир
    древних кельтов
  • Кельтская мифология
  • Кельтские герои и боги
  • Значение числа 3
  • Боевые традиции кельтов
  • Кельтское боевое
    искусство
  • Кельты в битвах
  • Оружие
  • Оружие и доспехи кельтов
  • Экскалибур
  • История меча
  • Типы мечей


  • КЕЛЬТСКИЕ ГЕРОИ И БОГИ
    С-Т-Ф-Э

    C

    СИДЫ - (ирл. side), в кельтской (ирландской) мифологии божественные существа, обитавшие под землей в холмах (также называвшихся сидами), в пещерах, расщелинах скал, а иногда на чудесных островах в океане. В ирландской мифологии - множество сюжетов о соперничестве смертных с сидами, проникновении героев в их мир с целью сватовства или добывания чудесных предметов. Сиды, устройство мира которых напоминало мир людей, сами нередко соперничали друг с другом. В эпоху утверждения христианства в число сидов попали как боги, так и сверхестественные существа более низкого уровня, отличавшиеся от смертных (хотя некоторые сиды сами были смертны, но обладали даром долголетия) главным образом преисполненные магической мудрости. Представления о сидах отразились в образе фей более поздней традиции, а также некоторых других сверхестественных существ фольклора и народных преданий (бретонские корриган, корниканед, корилы, пульпиканы и т.д.; среди этих существ, как и среди сидов, были персонажи обоего пола).

    СУЦЕЛЛ - (лат. Sucellus, "хорошо ударяющий"?), в кельтской мифологии бог. Письменные памятники о нем отсутствуют (не считая единичных посвящений). Изображения Суцелла (скульптура, барельефы) или отдельных его атрибутов (весьма романизированные), найденные на территории современной Швейцарии, показывают его стоящим с чашей в одной руке и молотом на длинной рукояти в другой. Известны парные изображения сидящего бога с богиней Нантосвельтой (галльск. nant, "река") - объединения божеств с богинями - воплощениями рек - устойчивая черта кельтской мифологии (см. Мапонос). Иногда Суцелл отождествлялся с римским Сильваном. Весьма вероятна ассоциация Суцелла с ирландским Дагда, атрибутами которого были магический котел и палица.

    Т

    ТАЛИЕСИН - поэт-пророк и шаман-провидец, обрёл дар всеведения после того, как слизнул каплю вдохновения из котла Керидвен. Он предсказал нашествие саксов, порабощение кимров и свою смерть. Его часто изображали в виде орла, избираемого шаманами для полётов души или бестелесных путешествий в потусторонний мир. Золотой нимб орла символизирует лучезарное чело поэта.

    ТАРАНИС - (лат. Taranis, "громовержец", от tarann, "гром"), в кельтской мифологии бог. Упоминается у римского поэта 1 в. Лукана и в т.н. Бернских схолиях к нему (10 в.), где отождествляется с римстким Дитом (Дисом). Из них же известно, что жертвы Таранису сжигались. Галльские памятники римской эпохи представляют Тараниса бородатым гигантом, держащим колесо (или несколько спиралей). Особняком стоят памятники в виде колонн, которые венчает скульптура Тараниса, попирающего гиганта со змеевидными нижними конечностями (Рейнская область и Бретань). Спорным является вопрос - составлял ли Таранис - бог грома и небесного огня (иногда отождествлялся с римским Юпитером) вместе с Тевтатом и Езусом органическую божественную триаду в доримское время.

    ТЕВТАТ - (Teutatus),в кельтской мифологии бог. Этимология его имени (от галльск. teuto, touto, ирл. tuath, "племя") позволяет считать Тевтата богом племенного коллектива, покровителем военной и мироной деятельности. Предположение об общегалльской распространенности Тевтата спорно. Римский поэт 1 в. Лукан упоминает Тевтата наряду с Таранисом и Езусом; приносившиеся Тевтату жертвы топились в воде (согласно т.н. Бернским схолиям к Лукану, 10 в.). В галло-римское время Тевтат ассоциировался с Марсом.

    Ф

    ФЕРГУС - великий воин, король в изгнании. Разгневанный поступком верховного короля Улада Конхобара, Фергус бежал в Мюнстер, к королеве МЕДБ. Во время похищения бурого быка из Куальнге, Фергусу пришлось сражаться на стороне королевы Медб. Он принял участие в поединке с уладским воином Фердиадом, который приходился ему приемным сыном. Фергус отказался от боя, чем была очень недовольна Медб, но он стал героем среди простых воинов.

    ФИНН - (ирл. Finn, от fis, "тайное знание"),в ирландской мифо-эпической традиции герой; мудрец и провидец. Сын Кумалла и сиды Блаи. Традиция относит подвиги Финна и его фиана (отрядов воинов-охотников, для вступления в которые требовалось пройти изощренные инициационные испытания) к 3 в. н.э., однако повествования о них сложились позднее сказаний о древних правителей Ирландии и Кухулине, а окончательно оформились к 12 в. Образ Финна поэтому в значительной степени демифологизировался, хотя и сохранил немоло древних представлений. Финн наделен сверхестественной мудростью, которую он приобрел (еще нося юношеское имя Демне) от капли чудесного напитка, попавшей на его большой палец (с тех пор, положив его в рот,он приобщался к скрытым тайнам), по другим версиям, - отведав лосося мудрости, после чего получил имя Финн. Центральный эпизод сказаний о Финне - его победа над чудовищным одноглазым противником (в разных вариантах - Голл, Аэд, Аиллен мак Мидиа). Однажды Финн, упирая в лоб магическое копье, смог противостоять действию волшебных напевов Аиллена мак Мидиа, который каждый год на Самайне (см. Кельтская мифология) сжигал королевских двор в Таре, предварительно усыпив его обитателей; в единоборстве Финн побеждает своего божественного противника. Овдовев, Финн сватается к Граинне, дочери короля Ирландии, но она предпочитает ему более молодого воина Диармаита (сага, рассказывающая о бегстве Граинне с Диармаитом, послужила одним из источников средневековой легенды о Тристане и Изольде).По традиции фении распространили свою власть на всю Ирландию, кроме Ольстера, восстановив против себя правителей Тары. Королю Каирпре удалось разбить фениев в 283, остатки их отрядов разбрелись по лесам (сам Финн умер в 252 или в 286). По преданию, сын Финна - Ойсин (Оссиан шотландца Д. Макферсона, который, опубликовав в 1760 вымышленные "Поэмы Оссиана", способствовал возрождению популярности этих героев) дожил до времен святого Патрика (5 в.) и вместе со своим соратником Каилте сопровождал его в путешествии по Ирландии, посещая достопамятные места, связанные с былыми подвигами. По мнению большинства исследователей, саги о Финне не имеют исторического зерна, скорее всего, Финн - древний мифический образ, поздно и своеобразно оживший в фольклорном творчестве. По имени Финн (у Макферсона - Фингал) названа знаменитая Фингалова пещера (на одном из Гебридских островов, Шотландия), выстроенная, по преданию, великанами для Финна. Название легендарной военной дружины Финна - фиан - было воспринято ирландскими революционерами 19 - нач. 10 вв. (фении).

    ФИР БОЛГ - первые жители Ирландии, в неравной борьбе уступившие Туата де Даннан. При них Ирландию поделили на пять областей. После поражения в первой битве при Маг Туиред они уплыли на запад. ФОМоРЫ, злобные жители стеклянных башень, враги Племён богини Дану. Как они попали в Ирландию неизвестно. Первыми с ними сразились сыновья Партолона, но были побеждены. Людей Немеда они поработили, и каждый ноябрь они платили им подать - две трети детей и две трети скота. В конце концов люди Немеда победили фоморов и убили их короля, но самих их осталось так мало, что они покинули Ирландию. Затем прибыли Туату де Даннан. Они победили фоморов в битве при Маг Туиред. Луг уничтожил короля фоморов Балора и был провозглашён верховным правителем. Фоморы находятся сразу в двух мирах, поэтому люди видят только их половину.

    ФОМОРЫ - (ирл. fomoire, "нижние демоны"),в ирландской мифологии демонические существа, противники Племен богини Дану во второй битве при Мойтуре (см. Кельтская мифология). Неясно,в какой мере это псевдоисторическое противопоставление "рас" божественных и демонических существ ("светлой" и "темной") отражало архаические представления. Фоморы, как и их противники, ассоциировались с островным потусторонним миром (torinis, "остров со стеклянной башней"), и край блаженных на западе океана нередко назывался владениями Тетры (одного из правителей фоморов); фоморы (как и Племена богини Дану) часто назывались trenfiru an tsidha ("герои из сидов") и т.д. Первоначально фоморы были, видимо, божествами типа скандинавских ванов, связанными с плодородием и магическим искусством. В период переосмысления ирландских историческо-мифологических традиций позднейшими составителями рукописей соперничество фоморов и Племен богини Дану стало фоном одного из ирландских вариантов индоевропейского мифа - о поединке Сияющего бога (связанного с громовержцем) с его противником (Луг - Балор, одноглазый предводитель фоморов).
    Э

    ЭПОНА - богиня-лошадь. Судя по имени и иконографии является поздней континентальной адаптацией эллинистической "хозяйки лошадей". Она была покровительницей лошадей и ослов, хранительницей конюшен, водительницей душ. См. также Рианнон.

    ЭРИУ - символ Ирландии. Когда на остров прибыли предки современных ирландцев, то на берегу они встретили Эриу, которая не хотела их пропускать вглубь острова. Они спросили её, кто она. И женщина назвала своё имя, причислив себя к богам Туату де Даннан. Тогда поэт Амарген вышел вперёд и сказал, что они назовут это остров в честь Эриу, если они пропустит их. Эриу благосклонно отнеслась к этой идее, и Ирландия до сих пор называется Эриу, или Эйре. И до сих пор поэты в особом почёте на острове.

    ЭСУС, ТЕВТАТ, ТАРАНИС - три прозвища Дагды, выражение множественности в единстве, выражает социальную и божественную реальность.

    ЭТАЙН МАХА - столица Улада. Крепость получила название в честь богини Морриган, точнее, её ипостаси Махи. Этайн Маха означает "близнецы Махи". Король Конхобар поспорил с Махой, что его лошади лучше, и вынудил её принять состязание. Маха была беременна, но согласилась и одержала победу, родив близнецов сразу после соревнования.

    ЭТАЙН - см. Боанн.
    Hosted by uCoz